О жизни протоиерея Михаила Порецкого - последнего настоятеля Знаменского храма до его закрытия в 1930 году
Последним настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах до закрытия его советской властью был протоиерей Михаил Порецкий, родной брат священномученика Николая Порецкого, мощи которого милостью Божией сейчас пребывают в нашем храме. Как и брат, отец Михаил усердно служил Богу и людям и пострадал за Христа в безбожное лихолетье.
Михаил Порецкий родился в 1867 году в селе Поречье Троицко-Невской волости Калязинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Андрея Павловича Порецкого. В семье было пятеро детей. Все три брата стали священниками, одна из сестер, Пелагия, была просфорницей, о второй мы ничего не знаем
Образование Михаил получил в Вифанской семинарии, которую закончил в 1889 году.
В Покровском храме
В 1892 году Михаил Порецкий был назначен настоятелем Покровской церкви села Покров-Разницы Подольского уезда.
За свою долгую историю село Покров (под этим названием нам оно известно сейчас) сменило несколько названий: Покров, Дрождицы, Дрозницы, Вязницы, Разницы.
Здесь, во время его настоятельства в Покровском храме, у отца Михаила родились сыновья: Михаил и Иван.
Кроме семейных хлопот и настоятельства в храме, отец Михаил также был утвержден в должности законоучителя Покровской земской школы.
С детьми было связано и еще одно его послушание.
За несколько лет до его назначения местный меценат Анемподист Михеев построил при Покровском храме каменную приходскую школу. В ней обучались мальчики и девочки всего прихода. Заведующим школы был по традиции назначен настоятель храма - отец Михаил.
Помогал батюшка и немощным людям. В древней Руси при каждой приходской церкви имелась богадельня – богоугодное заведение «для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как-то престарелых, немощных, увечных». Была устроена такая богодельня «для призреваемых женского пола» и при Покровском храме.
С началом Первой мировой войны в 1914 году он выполнял еще и обязанности заместителя председателя Московского отделения епархиального училищного совета.
В памяти прихожан отец Михаил остался добрым и светлым батюшкой.
Протоиерей Андрей Грицышин: А еще это был решительный, мужественный и самоотверженный человек с большим сердцем. В 1898 году отец Михаил совершил настоящий подвиг. Совсем рядом с Покровским храмом течет река Пахра, извилистая и каменистая. В тот день в ней тонул человек. Батюшка услышал крик о помощи, не раздумывая, прыгнул в воду и спас утопающего.
За этот добрый и смелый поступок священник Михаил Порецкий был награжден серебряной медалью «За спасение погибавших» на Владимирской ленте для ношения на груди. Такую медаль в царской России вручали «за подвиги человеколюбия, с опасностью собственной жизни совершенные».
Награждался он и за священнические труды – в 1903 году набедренником, а в 1908 году – скуфьей, это уже «за усердные труды по законоучительству».
Борьба с пьянством
В 1901 году при Покровском храме появилось Общество трезвости из 37 прихожан. Батюшка очень серьезно отнесся к этому послушанию.
При Обществе открыли чайную (на адрес которой был выписан журнал «Отдых христианина» с приложениями «Трезвая жизнь» и «Друг трезвости») и библиотеку. Ее фонд состоял из 400 книг. На полках стояли тома «Добротолюбия», а также патерики и жития святых. Известно, что более 200 книг пожертвовал прихожанин храма Семён Захарович Задворнов, а 15 книг – сам обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.
«Цель учреждения названного общества заключается в противодействии сильно распространенному в народе пороку пьянства и пристрастий вообще к спиртному напитку» – указывалось в уставе.
Вступающие в члены общества давали пред Святым Крестом и Евангелием особое обещание и записывались в книгу, которая хранилась при церкви.
В уставе священника Михаила Порецкого срок обета ограничивался членским взносом, что стимулировало человека не нарушать данное обещание. «Желающий быть членом на целый год и внесший один рубль получает икону Покрова Пресвятой Богородицы с надписью года, месяца и числа выдачи члену. Желающий записаться в число членов на 6 месяцев получает икону святого архангела Михаила тоже с надписью. Желающий быть членом на один месяц вносит в кассу 5 копеек, на 2 месяца – 10 копеек».
Отдельным пунктом было прописано, что член общества трезвости «обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Христовых Таин». Это была естественная забота священника о духовной жизни своих прихожан.
Также в уставе перечислены способы и методы борьбы с пьянством: чтения с теневыми картинками (духовно-нравственные, исторические, литературные), воскресные и вечерние классы для взрослых, праздничные собрания, общее пение, паломничества, крестные ходы, концерты, литературные вечера, прогулки, распространение в народе книг и брошюр, поучающих воздержанию от спиртных напитков, и вообще изданий нравственного содержания, вспомогательные кассы для членов, выдача пособий на случай нужды, бюро для приискания мест и подачи советов.
Последним пунктом прописано, что желающему вступить в общество трезвости необходимо cначала прийти на молебен святому покровителю организации, а в день учреждения общества трезвости ежегодно все члены должны присутствовать и по возможности причащаться Святых Христовых Таин на праздничной Литургии.
Новое назначение
В начале ХХ века в подмосковном имении князя С. М. Голицына в Кузьминках, во Влахернском храме, служил отец Николай Порецкий, родной брат отца Михаила.
В другом подмосковном имении князя С. М. Голицына, в Дубровицах, настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы и Ильинского храма в селе Лемешово был священник Леонид Ильинский.
В 1908 году отец Леонид хлопочет о расширении Ильинского храма в селе Лемешово (на собранные священником добровольные пожертвования). Когда стройка уже началась, выяснилось, что работы производились с согласия Губернского правления, но без разрешения Императорского археологического совета, что являлось нарушением действующих в то время законов. Благодаря усилиям священника Леонида Ильинского к храму все же были пристроены боковые приделы: один – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а другой – во имя преподобного Сергия Радонежского.
Однако князю Сергею Михайловичу Голицыну такое самоуправство в его владениях не понравилось.
Протоиерей Андрей Грицышин: И была проведена такая рокировка: отца Леонида Ильинского из Дубровиц поставили в храм села Покров, он там и похоронен у северной стены, а отца Михаила Порецкого из Покрова перевели в Дубровицы.
Так, в 1913 году священник Михаил Порецкий был назначен настоятелем Знаменской церкви села Дубровицы и Ильинской церкви в селе Лемешово. Известно, что приблизительно к этому времени он уже овдовел. Сыновья его, Иван и Михаил в начале Первой Мировой войны в 1914 году были призваны на фронт и оттуда не вернулись. Оба числились погибшими в Гражданскую.
Священник Константин Семенов: Сейчас уже точно известно, что оба сына протоиерея Михаила Порецкого выжили в пекле Гражданской войны.
О Михаиле Михайловиче Порецком известно, что он прожил долгую жизнь и отошел ко Господу зимой 1971 года и похоронен в Австралии, куда, по всей видимости, эмигрировал после поражения Белой Армии, на стороне которой воевал в Гражданскую войну.
Иван Михайлович Порецкий участвовал в Мировой и Гражданской воинах, был капитаном Марковского артдивизиона. Эвакуировался в 1920 году в Галлиполи. В эмиграции жил во Франции, в Париже. Был регентом и псаломщиком в церкви Успения Божией Матери на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Умер 16 января 1963 года и похоронен там же.
На кладбище ведется специальная картотека, где хранится информация о потомках человека, который здесь похоронен. Я был на этом кладбище, но, к сожалению, существенно не продвинулся в поисках информации о протоиерее Михаиле Порецком.
Потомки его сына Ивана Михайловича проживают сейчас в Италии, но, видимо, о московских Порецких ничего уже не знают и особо на разговор настроены не были.
Арест и приговор
В самом начале 1930 года Дубровицкая церковь была закрыта. В том же году арестовали и батюшку, священника Михаила Андреевича Порецкого. Домик его на Поповке (так называлась живописная, утопающая в зелени садов юго-восточная окраина Дубровиц, где исторически проживали церковнослужители) сразу после его ареста был передан совхозу «Дубровицы».
Решением Тройки ОГПУ Московской области от 05.09.1930 года протоиерей Михаил Порецкий был осужден по ст.59-12 УК РСФСР и выслан на три года в Семипалатинск.
В Казахстане он жил в крайней нужде. Как говорили родственники, «буквально стоял с протянутой рукой на церковной паперти». Переписку с ним имела только его престарелая сестра Пелагия Андреевна Соколова, просфорница, жившая в Москве.
Что дальше случилось с батюшкой – неизвестно.
Священник Константин Семенов: Мы писали во все архивы, которые есть в Казахстане. Ответы приходили все одинаковые: не имеется никакой информации. Тогда мы написали в прокуратуру Московской области, рассчитывая, что какая-то информация могла остаться там, где протоиерея Михаила Порецкого осудили. Действительно, из прокуратуры Московской области был получен неутешительный для нас ответ, что архивное дело ссыльного священника Михаила Порецкого уничтожено в Казахстане в 1955 году по указанию МВД СССР.
Поэтому дальнейшая судьба протоиерея Михаила Порецкого нам неизвестна. Мы только можем предположить, что он умер практически одновременно с братом в 1933 году. Правда, это не совсем подтвержденные данные, это его двоюродная внучка Мария Александровна Полянина нам рассказала, что в семье считали именно так.
Еще очень странно, что отца Михаила Порецкого осудили не по стандартной статье за контрреволюционную деятельность или антисоветскую агитацию, а за нарушение правил о валютных операциях. Дело в том, что с 1927 года советским гражданам запрещалось иметь иностранную валюту. Кажется странным, что в таких обстоятельствах у настоятеля сельского храма могли быть иностранные деньги. Наказание по этой статье предусматривает конфискацию имущества. Может быть, в этом был интерес следствия?..
Но в том числе и поэтому прокуратура Московской области не может рассмотреть вопрос о реабилитации Михаила Порецкого, поскольку эта статья не подпадает под действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Юристы, с которыми мы проконсультировались, считают, что, если бы у нас в руках было дело ссыльного протоиерея Михаила Порецкого с текстом обвинения, протоколами допросов и другой информацией, можно было бы доказать, что это обвинение надуманно и не соответствует действительности. Но дела нет…
Судьба братьев Николая и Михаила Порецких очень похожа: оба закончили Вифанскую семинарию, служили священниками в подмосковных усадьбах Голицыных, усердно трудились во славу Божию, помогали людям, рано овдовели, теряли детей, были арестованы, сосланы, нуждались – и всегда, всегда надеялись только на милость Божию.
Юлия Карпухина
Благодарим священника Константина Семенова за помощь и предоставленную информацию!